ПОСУДА ИЗ ПЕЧЕЙ ЖУ - ЖУ ЯО
14.02.2018
Одна из доктрин китайской культуры: "Абстрактная философия таится в простых предметах".
Два основных неутомимых танцора в театре тысяч лет китайской культуры – это керамика и чай. Огонь - символ вхождения человека в цивилизацию, с ним появился обжиг керамики. Познакомьтесь ближе с уникальной китайской эстетикой керамических изделий из печи Жу.
Печь Жу утвердили в качестве Гуан Яо (Императорской печи) в Сунскую эпоху (960-1279 н.э.) Она стала лучшей из 5 главных императорских печей (также – Гуань, Дин, Цзюнь, Гэ) и может похвастаться большой репутацией в истории китайской керамики.
Стоит отметить особый статус Сунской империи. Сун была относительно слаба политически, но этот период стал наиболее значимым для процветания прикладных искусств за всю историю Китая и, по мнению многих историков искусств, наивысшей точкой их развития. Особенно процветало гончарное дело. Этому поспособствовала и сверхразвитая урбанизация страны: в период Южной Сун столица Китая была самым крупным городом на планете. Культура городской светской жизни была на высочайшем уровне, предметная среда соответствовала высоким эстетическим требованиям элит. Сун славится и бурным развитием чайной культуры: чай стал для людей повседневным и бытовым, как рис и соль, светским, как вино. Чайные дома выросли, как грибы, появились чайные ярмарки, школы, конкурсы мастеров – одним словом, чай стал моден.
Как писал Юэ Чжень, исследователь северной Сун, в то время при дворе сочли белый фарфор из префектуры Динчжоу недолговечным за счет неглазурованного верхнего края, и префектуре Жучжоу было приказано изготавливать селадоновый императорский фарфор. С того дня Хэбей, Танчжоу, Дэнчжоу и Яочжоу – все стали изготавливать глазурованный селадон, но Жучжоусский оценивался как лучший. Печи, производившие изделия Жу, были разбросаны по территории современного уезда Баофен (провинция Хэнань), с 907 г н.э. по 1911 г. находившегося под юрисдикцией префектуры Жучжоу. Отсюда – объединяющее название утвари Жу Яо.
Любопытно, что среди Сунских изделий Жу Яо встречались преимущественно стационарные предметы ритуального и декоративного назначения (бутыли, вазы, чаши, цветочные горшочки, ритуальные сосуды для воды и вина), что говорит об их высоком статусе. Предметы же бытового назначения, наподобие тарелок, чайных чаш, чайников, встречались изредка.
Касательно характера Жу Яо – помимо искусной технологии производства, изделия обладали простыми, но изящными формами, а цвета глазурей были ровными, густыми и глубокими, что сильно отличало их от броского стиля Танской эпохи.
Пять оттенков оригинальной Жу Яо хорошо иллюстрируют дзен философию ясного чистого разума:
- белый лунный свет
- небесно-голубой
- голубой, как яйцо соловья / темный циан / сине-зеленый
- темно-голубой, как яйцо соловья / темный циан / темный сине-зеленый
- цвет лазурного неба после дождя
Объединяющий термин для оттенков - Селадон, или Цинци - по китайски. Цин - все оттенки зеленого, кроме классического зеленого из китайской пятицветной гаммы росписи. Оттенки Жу Яо могут обозночаться и как Тьен Цин - небесный Цин.
Ревностный даос Хуэй-цзун, восьмой император династии Сун, описывал селадоновый лазурно-голубой оттенок как воплощение философской идеи объединения воли человека и воли небес. Выделяли и другие оттенки глазури Тьен Цин (небесно-голубой), интересные по звучанию, но оцениваемые ниже: креветочно-зеленый, горохово-зеленый, пепельно-серый, серо-зеленый.
Оттенок зависит, в первую очередь, от температуры обжига. Для получения чистого небесного голубого цвета температуру в печи необходимо тщательно контролировать, что дает рыхлое и пористое фарфоровое тесто – основу c высокой гигроскопичностью. Изделия впитывают влагу из воздуха. Более высокая температура обжига дает более спекшуюся, прозрачную и глянцевую глазурь, более темных оттенков. Наиболее труднодостижимый – цвет лазурного неба.
Особые характеристики – гладкие обтекаемые края (сильно отличавшиеся от доселе популярных при дворе изделий Динской печи), обжиг при температуре 1050-1200 °C на распорках, оставлявших на дне изделия маленькие следы формой и размером как кунжутное семечко, а по персональному требованию императора Жоу Хуэйя – обжиг с сохранением неглазурованного дна (чаще – круга), который в основном встречается в чайной утвари Жу Яо сегодня. На дне изделий, чаще – блюд, встречаются даосские поэмы.
Слои глазури покрыты узором кракле, который проступает более явно со временем. Изделие может нарабатываться как от контакта с влагой, тушью каллиграфа, человеческой кожей, так и от чая. Гигроскопичность и поры возникают за счет пузырьков воздуха, наличествующих в глазури до обжига.
За счет разной степени спекаемости (усадки) основы и обливки возникают трещинки. Трещинки могут быть прямыми и косыми, могут прорисовываться мелкой и крупной сеткой.
Выделяют основные виды рисунка:
- крыло цикады
- клешня краба
- растрескавшийся лед
- чешуя змеи
- хвост павлина
Так, художественные характеристики изделий Жу Яо можно суммировать: "Голубой, как небо, гладкий, как агат, напоминающий жилки на крыле цикады и разбросанные по небу звезды".
Подобная чайная утварь отменно удерживает тепло, что делает чай, завариваемый в фарфоре жу яо, более вкусным и ароматным. Благодаря порам в глазури, частички чая оседают на ее поверхности – это позволяет наслаждаться ароматом пустой чаши лучше, чем в более глянцевой посуде.
Император Жоу Хуэй Южной Сун писал в своем “Журнале Чистой Волны”: "Печь Жу выпускает изделия с использованием измельченных в порошок агатов в глазури для личного пользования императорской семьеи. Лишь после отбраковки императорским двором предметы допускаются к продаже населению". Разумеется, речь идет о богатых купцах, приближенных ко двору. Большинство отбракованных изделий просто разбивались, дабы простые смертные не могли прикоснуться к тому, что предназначалось для императора. Изделия печи Жу были первыми, сделанными непосредственно при дворе для пользования императорским двором, тогда как ранее уезды платили дань двору производимой керамикой.
Кварц и агат используются в составе глазури.
В процессе окисления куприта (оксид меди), присутствующего в замесе, в составе изделий образуется малахит. Это – уникальный процесс возникновения малахита, происходящий только в природе, естественным путем. Жучжоуские почвы богаты медью (и агатом), что позволяет искусствоведам идентифицировать аутентичные Сунские изделия печи Жу сегодня - за многие столетия на необожженном дне Жу Яо поверх кристалликов куприта образуется малахит, как видно на фото ниже (увеличение 200*).
Таким образом, изделия единственной Гуан Жу Яо невероятно редки. Печь существовала недолгое время (около 20 лет) – она была утеряна после государственного переворота, совершенного династией Цзинь. Первый важный ценитель печи Жу – император Жоу Хуэй бежал на юг в результате слабой политики и сильного увлечения искусством. Посему в настоящее время по музеям и известным частным коллекциям мира можно насчитать не более 100 оригинальных образцов из печи Жу.
Однако, с 1950х годов в Китае активизировались поиски оригинальной печи, которая наконец была обнаружена археологами в монастыре Цин Лян, уезде Фэн Сян, провинции Хэнань. Находка вызвала новый всплеск интереса к этой редчайшей и красивейшей утвари из истории китайского искусства. Технологию выпекания Жу Яо сумели восстановить.
Созерцая гладкие матовые глазури Жу Яо, человек ощущает гармонию и покой, которые столь трудно найти в современном быстро движущемся мире.
Вкусить чай – будто отведать вкус самой жизни. По узору трещинок мы можем взглянуть в прошлое. С каждым чаепитием мы используем новую, изменившуюся чашку. Эти тонкие изменения напоминают нам о том, насколько отличается каждый день от предыдущих. Сама чаша наполнена жизнью – читая чашу, мы читаем и себя.
Утварь печей Жу прекрасно иллюстрирует характерный, сложившийся за тысячелетия постоянного усердного искусного труда, эстетический вкус китайской нации, её безудержный дух созидания, совершенствования. Так же, она иллюстрирует особое китайское отношение ко времени: "Маленький шажок может растянуться на тысячелетия". Отсюда её популярность не только среди художников и писателей древности, но и у современного взыскательного потребителя (чайной) культуры.
Жу Яо – это чайная и керамическая гармония: чашка подчёркивает вкус и аромат чая, а чай восполняет функцию предмета, делая его более универсально-привлекательным.
Приятного чаепития!
Дао, пейте чай!
铁凤凰