ГЛАЗУРИ ТЕММОКУ - "НЕБЕСНЫЙ ГЛАЗ"

03.08.2018

ГЛАЗУРИ ТЕММОКУ - "НЕБЕСНЫЙ ГЛАЗ"

Iron Phoenix Tenmoku collection

     Понятие "Тенмоку" очень объемно. Термин подразумевает много нюансов: форма, размер чаши, цвет, состав глазури. И каждая чаша из одной партии в печи - неповторима. Собственно, основной признак Тенмоку - это вариативность. Изделия, которые сегодня носят имя "Тенмоку", производились в разных географических областях Китая, Тайваня, Японии, в разные исторические эпохи. Попробуем объединить информацию хронологически. 

     Чёрный цвет

     Первая черная керамика для Китая - это керамика Драконовых гор (культура Яншао и позднее, 3900-4200 тыс. лет назад). Археологи определили, что возраст первых черных сосудов, обнаруженных в 1930 г. под Луншань (Драконовы горы) в нижнем течении Хуанхэ, был порядка 4000 лет. После формования, такие тонкие (менее 0,5 мм) изделия лощили для получения блестящей гладкой поверхности, напоминающей чёрный лак. Черный цвет эта керамика сохраняет и в изломе. Во втором тысячелетии до нашей эры культура черной керамики сумела вытеснить культуру расписной керамики.

Коллекция Тенмоку ЖФ

     В наше время черный цвет у керамистов получается с трудом. Анализ образцов с Драконовых гор показал, что в некоторых случаях перед обжигом изделие пропитывали маслом и при неполном сгорании масла поры керамики заполнял углерод. Порой изделие коптили на пламени перед обжигом. Но в первую очередь черный цвет, как оказалось, получается, когда черепок содержит железо и при слабовосстановительном обжиге оно образуется в виде закиси-окиси. Пока, речь идет о черепке. Глазури распространились позднее. тенмоку сверху

     В Танскую эпоху (618-907 гг. н.е.) в Северном Китае появилась керамика, покрытая чёрной или очень тёмной глазурью. 

     При Сунской династии (960-1279 гг. н.э) были широко распространены чёрные глазури. В Сунских источниках говорится, что белому чаю подходит чаша Чжань из Печей Чёрной Глины, поскольку черепок толстый - хорошо удерживает горячий чай, а узор напоминает заячью шерсть. "Фарфор из других мест не идет ни в какое сравнение". Печи Черной Глины удобно располагались возле крупнейшего в те времена международного порта Цюаньчжоу, Фуцзянь. Еще есть Угуйшань - Черепашья Гора к югу от Ханчжоу (печи "под Алтарем") где при Сунах обжигали бирюзовый селадон с розовым оттенком,"порошковый" матовый селадон, глазури с кракле и керамику с чёрной глазурью.

     При Сунах было распространено два метода приготовления чая. Один способ был похож на современное европейское настаивание чая. При другом - чай лишь омывали кипятком, на первых заварках всплывал нежный ворс, блестящий на солнце в черной чаше. Этот метод и распространен и сегодня под названием "Пинь Ча" (Пробование чая), а по-простому - заваривание "проливом".

     Важным критерием качества керамики было не только свойство сохранять тепло чайного настоя. Готовые пиалы проверяли, наливая в них воду и тут же опустошая. Этот метод называли "Борьба чаев". Отменный чай в пиале высокого качества надолго оставлял мокрый след; лучше всего он проявлялся на чёрной глазури. Так и сложилось, что тёмно-глазурованные толстостенные чаши стали излюбленной утварью династии Сун. В светлой чаше виден цвет настоя, в тёмной же он не отвлекает от вкуса и аромата. Попробуйте: чай получается разным.

     Мода на чайную церемонию, появившуюся при Танах, и на грубую чайную посуду сохранилась до конца Сунского правления, а в Японии эти китайские традиции процветают и сегодня. Взбивание чая в порошок также пришло из Китая в Японию в Средние века.

Происхождение Тэнмоку

макротьенму

     Тьен Му Шань (Шань - гора по-китайски) находится в 83,2 км. к западу от Ханчжоу, что в провинции Чжецзян. У Тьен Му Шань два пика: восточный и западный, под каждым расположено небольшое озеро. "Тьен Му" дословно переводится как "небесный глаз": если смотеть на пики сверху, они действительно похожи на глаза. В Японский период Камакура (1185 – 1333 гг.) дзен-буддистские монахи Като Сиро и Саэмон Кагэмаса из Японии провели пять лет, осваивая продвинутые практики в районе Тьен Му, а вернувшись в Японию, привезли чайные пиалы из этого крупнейшего на тот момент керамического центра.

     Чёрные и золотисто-коричневые глазури, блестящие сквозь чайный настой, способствовали медитации. С тех пор сочные цветные глазури, чаще на крупных чайных чашах с сужением к ножке сохранили название "Небесный глаз" Тьен Му, в японском произношении - Тенмоку, Тэммоку, и.т.п. написания.

     В Японии на тот момент культура чая набирала обороты. Долгое время обливные чаши были популярны среди состоятельных японцев, были редки, импортировались из Китая и стоили дорого.

     С возрастанием спроса на подобную посуду среди всего населения в Овари и Сэто, близ Киото, японцы вырастили свои керамические центры, выпускающие керамику с чёрной глазурью. Комплекс Сэто возник в XII веке и изначально первым производил керамику, покрытую пепельной глазурью (стиль Санагэ). Характерные зеленые селадоны, белые черепки, покрытые белой глазурью Чинг Пай и глазури стиля "Небесный глаз" подражали китайскому стилю в XIII веке.

     Традиционная форма и большой объем чаши Тенмоку происходит от чаш для риса - среди небогатых слоев населения как в Китае, так и в Японии практиковалось питие чая из рисовых пиал.

temmoku gold  tenmoku copper

           Вариации и технологии

tenmoku hare furтэммоку

     С появлением черных глазурей с окисью железа в Японии распространилось словосочетание Сэто Моно - вещь из Сэто - как синоним керамических изделий. Отличительная черта керамики Сэто - прозрачная глазурь "Увядший лист", имеющая целый спектр оттенков, от бледно-соломенного и светло-зеленого до коричневого и черного. Также встречается и подглазурная роспись.

     В Японии среди импортных изделий наибольшей популярностью могли похвастаться крупные (рисового размера) чаши конической формы, с чуть вогнутым краем. Они и стали наиболее каноническим образцом Тенмоку. Хотя чайники, чахаи и вазы, покрытые соответсвующей глазурью, также можно называть Тэммоку. Обычаем среди аристократии и семей военных - самураев - стала передача крупной китайской чаши из поколения в поколение, от отца - сыну, как венец семейного наследства. Чаша большого размера - это и сосуд для заваривания. С такими чашами практиковалось даосское круговое чаепитие: лист закладывался прямо в чашу и она передавалась из рук в руки. В тяване (чаван - главная чаша) Тенмоку можно взбивать порошковый чай, но форма, изображенная ниже, с практической точки зрения более подходящая для работы с венчиком.

Сэто куроПеченый тофу

     К концу XVI века черная керамика носит имя Сэто Куро: эффект черного глянца возникал, если в определенный момент достать изделия из печи и остудить на свежем воздухе.

     Среди других вариантов глазури, выпускавшихся в Сэто, - "Печеный тофу" - Абурагэ, где порой также рисунок выцарапывался на глине под глазурью. Входившие в состав глазури железо и медь после обжига давали эффект коричневых и зеленых узоров. 

Black&white tenmoku

 

     Тем временем в Китае благодаря чайным соревнованиям черные глазури изготавливали во многих печах (мастерских), среди которых Цзин Дэ Чжень, Жу Яо, чёрные Дин Яо. Основоположником все же были Печи Чёрной Глины в Фуцзяни, где с древних времен производили чёрные лаковые изделия, и где страсть к черным глазурям оказалась естественным явлением. Первые печи были в Цзяньане, что дало им историческое название Цзянь-Яо, хотя на протяжении времени конкретное местоположение менялось. Чёрные глазури высшего качества носили имя "Чёрное золото". На сколе черепка можно увидеть тонкие слои коричневой и фиолетово-чёрной глазури. 

     Обжиг здесь проходил при температуре 1300 °C, в основном в восстановительной атмосфере."В основном" потому, что в больших ступенчатых драконьих печах было трудно постоянно поддерживать восстановительную атмосферу - когда, после обычного окислительного обжига печь плотно изолируется, создается атмосфера дефицита кислорода и в остывающей печи образуется красивая глазурь.

     Чаши Китайского производства отличались от Японских глиной - открытый внизу чаши черепок - от светло рыжего до чёрного из-за высокого содержания железа в Фуцзянской глине. Черепок Японских чаш - белесый. История наглядно показывает насколько имортированные Китайские чаши ценились выше японских - в Сэто несколько столетий практиковалось покрытие белесого ободка-основания насыщенной железом минеральной пудрой. 

Our Tenmoku collection

     Стоит отдельно отметить Тайвань - остров, который некоторе время принадлежал Японии, и связующий Китай и Японию учачток суши вулканического происхождения, на котором тясячелетия произрастает чай и производиться керамика для этого чая. На сегодняшний день Тайваньские изделия Тенмоку - самобытное явление, отражающее фьюжн Китайских и Японских традиций и вкусов, с применением лучших техник обжига переданных обоими и местных восокогорных ингридиентов. 


     В Динских печах и печах Чёрной глины верхний край чаши изначально был неглазированным и покрывался сусальным золотом или серебрянной фольгой, чтобы не цараплись губы.

     Благодаря печам Черепашьей горы, распространение получили польностью облитые чаши, где открыто только основание и видно, что слои глазурей намного толще черепка.

     Тёмные или чёрные глазурованные сосуды на Печах Черной Глины украшали бурым узором формировавшемся от кристаллизации элементов глазури. Особенно высоко ценились

  • - "Заячья Шерстка"
  • - "Пятна куропатки"

анфас теммоку

У Су Дун По есть поэтические строки

"Неожиданное изумление

Вызвали во время обеда

Пиалы с пятнами заячьей шерстки"

     В глазурях типа "Небесный глаз" очень много оксида железа - порядка 10%. Когда плавится глазурь весь оксид железа не может растворится в ней и выделяется в виде светлых шаро-образных микрокристалликов (пятна куропатки), причем ближе к поверхности слоя глазури, где при обжиге часть щелочных металлов испаряется, микрокристаллики вытягиваются в иголчатую форму (заячья шерсть). Из-за их образования глазурь становиться мутной и густой, сочной на вид.

масляные пятна

     Когда ко дну чашки более светлые кристаллики стекаются в крупные пятнышки с металлическим блеском, на тёмном фоне глазури - это называют маслянными пятнами. При большой доле невосстановившегося железа во время восстановительного обжига цвет глазури становиться желтым "Цвета Хурмы“. В хурме, кстати, тоже содержится много железа. Аналогичный эффект получаеться когда глазурь Тьем Му наносится тонким слоем. 

     Из-за разложения оксида железа во время обжига при 1000°C на кислород и закись оксида железа скопление мелких воздушных пузырьков даёт звездчатую форму пятен, напоминающая розетку цветка - "Звездные пиалы". Они тоже имеют серебристый блеск. Если в составе есть марганец или другие металлы - металлический блеск будет переливаться разными радужными оттенками.

     Еще одна вариация глазури этой серии "Кожа черепахи" - чёрная с коричневыми пятнами глазурь напоминала китайцам кожу съедобных черепах. Для её изготовления сначала на грубый белый черепок наносят глазурь Тьен Му, затем другую глазурь, содержащую мало железа, но много кремнезёма, и обжигают при 1300°C и выше.


кожа черепахи     Иногда между слоями глазури - цветы, надписи и листья. Листья самые впечатляющие: все прожилки четко видны благодаря использованию настоящих листьев, которые после сгорания оставляют на своём месте золу очень активно взаимодействующую с глазурью. Где слой золы толще - там эффект заметнее.

     Грубость чёрным глазурям придают мельчайшие оспинки оставшиеся от лопнувших пузырьков воздуха. За время обжига газы не успевают выделиться из-за высокой вязкости глазури.

     К концу XX века керамисты по всему миру научились избегать подобных "недостатков", керамика стала чистой и гладкой, электрические печи дают более предсказуемый эффект. В начале XXI  - задумались - хорошо ли это..

Философия

     Когда ум открыт и пьешь чай осознанно мистические переливы глазури через чайный настой дают эмоцион

raew

альный покой и моментальное духовное просветление. Со времен попадания Тьен Му в Японию сохранилось очень много образцов ритуальных буддистских чаш. По ним просматриваються некоторые творческие принципы Тьен Му.

     Мастера керамисты используют в работе элементы окружающего мира; пыль образовавшаяся от эррозии вулканических окаменелостей с близлежащей горы, пепел из под бабушкиного кухонного котла, перетертые стебли тростника, базальт с островов Панху, измельченные в песок ракушки, пыль полудрагоценных камней, даже шарира - останки буддистских святых в виде кристаллических образований после кремации, что хранятся в качестве реликвий и попадают в руки самых благочестивых.

     Сбор ингридиентов Тенмоку требует становления на путь поиска кармического равновесия с природой. Тайваньский мастер Ло Сэнхао, чьи чаши встречаются в коллеции Железного Феникса, рассказывает о том, как каждый раз, завершая обжиг в середине ночи он взбираеться на крышу печи, чтобы закрыть её и стабилизировать температуру - ритуал, во время которого он думает о том как в огне ингридиенты преобразуються в золотые бурлящие пузырики глазури. Смотря на падающую в небе звезду, он думает судьбоносной причинности преобразования космической пыли в бурлящее ядро, пыли нашего мира - в чашу. 

минералы

     Пыль формирует целые галактики. Он думает о своей роли в безграничных вселенских процессах происходящих от звёздной пыли, о возможности наслаждаться вдохами древнего воздуха, питием воды из древних источников и созданием предметов искусства из миллионов неуловимых частичек попавших на землю из космоса. Думает и о том как его собственные телесные клетки уносит прохладный ночной ветер долины. Созерцание Тенмоку открывает человеческому уму величественное движение вселенских процессов и свою скромную роль в них. Внутренняя сущность чаш тенмоку - это око разума, внешняя - это Брахма, по мнению художника.

Наша коллекция Тьен Му

     Тьен Му пробуждает древнейшие элементы земли - пурпурно-коричневая глина образовавшаяся из лавовых окаменелостей хороша не только для выращивания камелии синенсис, а и для керамики. Природные ингридиенты глазурей - очень разнородны, имея различные примеси, разные размеры частичек. Творческое сочетание этих элементов - это интересная практика, которой хватит на целую жизнь. В мире Тенмоку -художник может идти по восточному пути развития - не распыляя свое внимание на разные виды керамики, а совершенствуясь в одной технике десятки лет.

     Подлинный резонанс с Тенмоку помогает утихомирить неспокойный ум и уменьшить влияние эго. Это касаеться и художников, и потребителей их искусства.

     В основе Тьен Му есть принцип непредсказуемости: даже безупречно освоив технологию мастер не сможет предсказать каким получиться узор, как ляжет глазурь. В чашах отражается текучесть и спонтанность самой природы. Взаимодействие с Тьен Му - делает ум более гибким.

    Толщина, плотность изделий Тенмоку делает их универсально практичными - они хорошо передают вкус и аромат любого вида чая, поскольку отлично удерживают тепло, и служат многие годы, будучи не столь хрупкими, как традиционный китайский фарфор. Чаши Теннмоку имеют приятную тяжесь, и дают дополнительные тактильные ощущения. А ведь один из первых принципов китайского чаепития - в нем мы стараймся задействовать все чувства - вкус обоняние, зрение, слух и осязание.

макро теммокумакро тенмокку

 КУПИТЬ СОВРЕМЕННЫЕ И СТАРЫЕ ШЕДЕВРЫ ТЬЕН МУ  >>>

Приятного чаепития!

Дао, пейте чай!

鐵鳳凰

1998